Российский Любительский Лыжный Союз

ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ ПРЕЛЕСТЬ ЧЕШСКОГО МАРАФОНА

В последние годы постоянно растет число российских лыжников, участвующих в международных марафонах серии "Worldloppet" (WL). Как известно, эта организация объединяет крупнейшие и наиболее популярные лыжные марафоны в 14 странах мира, привлекательность которых объясняется тем, что наряду с профессиональными гонщиками в них могут стартовать и лыжники - любители, составляющие в общем-то большинство их участников. При этом немаловажным является то, что, стартуя в общей массе, каждый лыжник фактически соревнуется со своими сверстниками, т.к. все участники разделены на возрастные группы, следующие через каждые 5 лет, а в итоговых протоколах марафонов они видят занятое ими персональное место в своей группе. Для наиболее подготовленных и амбициозных гонщиков есть также возможность проявить себя и побороться за медали или призы, которыми, как правило, награждаются первые три участника в каждой возрастной группе. Кроме того, успешно завершившим 10 марафонов из 14 присваивается почетное звание мастера Worldloppet с вручением роскошного диплома и необычайно красивой золотой или серебряной (за половинные марафоны) медали с индивидуальным номером.

Россияне, не считая членов сборной команды страны, стали активно участвовать в марафонах "Worldloppet" начиная с 1991 г. Согласно данным ежегодного бюллетеня WL, после сезона 1999-2000 гг. в России насчитывалось 11 мастеров WL и около 300 претендентов на это звание. Прошедший зимний сезон несомненно значительно пополнил эти цифры, что не может не радовать поклонников лыжного спорта в нашей стране.

 

50-километровый классический марафон "Жизерска падесатка", проводимый в Чешской Республике, был принят последним в систему Worldloppet. В этом году чешский марафон в рамках WL проходил только во второй раз, и широким кругам российских лыжников-любителей он пока мало чем известен. В этой связи мне хотелось бы кратко изложить свои впечатления от участия в этом марафоне, сообщить некоторые подробности, которые могут оказаться полезными для пожелавших последовать в дальнейшем нашему примеру, и наряду с другим рассказать о том, как легче добраться из Москвы к месту проведения марафона, а также привести цифры возможных расходов по поездке (в ценах на январь 2001 г.).

Итак, имея за плечами 6 марафонов WL и стремясь довести их число до 10, мы с друзьями еще с лета прошлого года стали изучать возможность поездки в Чехию (и далее в Австрию). В частности, связались с сотрудниками международного отдела РЛЛС, которые имеют богатый опыт практического содействия российским лыжникам в участии в зарубежных марафонах. Они за весьма умеренную по нынешним временам плату любезно согласились взять на себя хлопоты по оформлению приглашений, виз (к сожалению, с 2000 г. чехи ввели для граждан стран СНГ визовой режим, причем консульский сбор составляет 40 долларов США), оплате стартового взноса, бронированию жилья и покупке билетов. Из соображений экономии было решено ехать поездом (билет туда и обратно стоит 3400 рублей), хотя до Праги можно лететь и самолетом, что, однако, гораздо дороже.

Поезд Москва-Прага за две ночи и день рано утром 12 января с.г. доставил нас на центральный вокзал чешской столицы, откуда на электричке за 80 чешских крон (35 крон примерно равны одному доллару) мы доехали в расположенный в 100 километрах к северу г. Либерец, где находится штаб-квартира марафона. Поскольку условия проживания в заранее забронированной армейской гостинице "Дукла" показались нам спартанскими (размещение вчетвером в комнате на двухъярусных койках с туалетом и душем в коридоре - за 10 долларов с человека), устроились жить в двухместных номерах со всеми удобствами в гостинице "Либерец" в центре города рядом с оргкомитетом гонки. Как оказалось, оргкомитет договорился с администрацией этой гостиницы о специальном тарифе для участников марафона в размере 27 долларов за номер, т.е. каждый из двоих постояльцев оплачивал проживание из расчета 13,5 долларов в сутки с завтраком по типу "шведского стола" и прекрасным ужином.

Еще проезжая на поезде по Белоруссии, мы с тревогой стали замечать, что снежный покров катастрофически уменьшался, а в Польше и Чехии, в том числе в Праге, снега не было вообще. К нашему удивлению, его было совершенно недостаточно для лыжных гонок и в Либереце, хотя город расположен в горном массиве Судеты. Тем не менее в оргкомитете нас заверили, что в месте проведения марафона снег имеется и гонка обязательно состоится. Чтобы окончательно рассеять сомнения, решили накануне соревнования поехать и самим посмотреть дистанцию, которая находится еще выше в горах в 20 км от Либереца в районе деревни Бедрихов (проезд от автостанции до деревни на автобусе стоит 17 крон в один конец). Обычно марафон стартует недалеко от Бедрихова в 500 м от остановки автобуса на высоте около 800 м над уровнем моря. Однако в этом году из-за проблем со снегом старт был отнесен на 2,5 км вглубь трасы, и до него пришлось идти пешком (поэтому и сам марафон был сокращен до 46 км). Чем ближе мы подходили к трассе, тем больше ощущалось настроение особого праздника, слышались веселая музыка и объявления диктора по радио. Вскоре мы увидели хорошо оборудованную стартовую поляну, многочисленных лыжников и зрителей. В тот субботний день проходил мини-марафон на 30 км. Снега было вполне достаточно, а от качества лыжни мы просто пришли в восторг - от старта и по всей трассе было проложено множество идеальных "двухпуток". Проведя двое суток без тренировки, мы с удовольствием покатались по 10-15 км, осмотрели начало трассы и отметили для себя, что назавтра вскоре после старта придется преодолевать довольно крутой тягун длиной где-то 5 км, где могут возникнуть проблемы со смазкой.

14 января в 9 час. 15 мин. стартовал долгожданный для нас марафон. Был пасмурный, но приятный безветренный день, температура -40 С, скольжение хорошее. Старт был дан одновременно на 50 и 25 км для примерно 2700 лыжников, которые, несмотря на чрезмерную тесноту в начале трассы, вели себя в целом достаточно корректно, не грубили, не толкались, не наступали на лыжи и не ломали друг другу палки, как часто случается у нас, а терпеливо не спеша двигались до того места, где лыжня стала просторнее и уходила на тот самый тягун. Преодолев его, мы выкатились на плоскогорье, откуда открывалась красивая панорама долин и средней высоты гор со сглаженными вершинами. Вскоре дистанция на 25 км ушла влево, а мы покатили вправо по довольно пересеченной лыжне, на которой запомнилось деликатное место у одного из питательных пунктов где-то на 30 км. Здесь после довольно крутого спуска лыжня сразу же круто поворачивает на 900 налево, и многие лыжники вылетали за трассу или падали. После этого поворота начинается еще один и последний подъем длиной около километра.

В конце марафона приходится спускаться обратно к финишу все по тому же длиннющему тягуну, на отдельных участках которого порой требуется мастерство горнолыжника, чтобы удержаться в лыжне и не упасть. К этому месту лыжники подходят уже изрядно уставшими после почти 40 км напряженной гонки, а тут надо в напряженной стойке мчаться вниз 5 км, когда ноги неимоверно затекают и плохо слушаются.

Спуск по времени пролетает все же быстро, после него лыжня как-то неожиданно сворачивает направо и вот метров через 300 желанный финиш. Здесь царит шумное веселье стартового городка, очень много туристов и зрителей, масса палаток по продаже различного лыжного инвентаря и аксессуаров с широким выбором товаров всех известных мировых производителей. Тут же организован большой пункт питания, где многочисленные волонтеры предлагают уставшим, но счастливым гонщикам богатейший выбор еды и напитков (несколько видов горячих супов, бутерброды, фрукты и сухофрукты, чай, кофе, какао, вдоволь чешского пива и баночек с "Изостаром" и многое другое).

Кстати, неплохо было организовано питание и на дистанции, а в целом "Жизерска падесатка" своей щедростью в этом плане выгодным образом отличается от многих именитых марафонов WL. Отмечу также, что в стартовом городке функционировали пункты подготовки лыж, где за 100 крон (примерно 3 доллара) специалисты фирм "Свикс" и "Токо" осуществляли желающим полную подготовку лыж перед гонкой с учетом особенностей местных погодных условий. Перемазаться в таких пунктах, но уже бесплатно, можно было и по ходу марафона.

На финише каждому лыжнику надевали на шею миниатюрный серебряный альпеншток, поскольку, как нам объяснили, чешский марафон проводится в память погибшей в 1970 г. во время страшного землетрясения в Перу команды из 17 альпинистов Чехословакии, которые были неизменными участниками этого марафона.

Переодевшись в теплом ангаре, мы поставили соответствующие штампы в своих WL-паспортах об участии в марафоне, тут же за 50 крон купили красочные дипломы с показанным результатом и, дойдя опять пешком к остановке автобусов в Бедрихове, благополучно вернулись в Либерец.

У нас, к сожалению, не было времени как следует осмотреть этот замечательный город, который, тем не менее, произвел на нас весьма приятное впечатление. До второй мировой войны в Либереце проживали судетские немцы, которые и основали его. Во всем архитектурном облике чувствуется истинно немецкая основательность, аккуратность и своеобразная красота. Город выглядит как типичный чистенький провинциальный городок где-нибудь в Германии или Австрии. Улицы покрыты брусчаткой, по городу бегают трамваи, есть несколько действующих костелов. Украшением же и своеобразным символом Либереца является возвышающийся над городом великолепный собор готического стиля, в котором в настоящее время располагается ратуша. Немцы, как рассказали горожане, активно посещают Либерец, любят проводить здесь выходные дни и отпуска, тем более что до Германии отсюда всего 70 км. Мы и сами заметили, что среди иностранных участников марафона подавляющее большинство составляли немецкие лыжники, приехавшие сюда на своих автомашинах.

Наряду со старинными в Либереце много оригинальных современных зданий, построенных уже чехами. Особенно выделяются модерновый культурно-развлекательный центр в стиле модерн, несколько отелей авангардной архитектуры, высотные дома, супермаркеты и большой дворец водного спорта с многочисленными плавательными и прыжковыми бассейнами и "лягушатниками". Кое-кто из нас сумел побывать в местном краеведческом музее с интересной экспозицией. Хотелось бы еще посетить знаменитый зоопарк, где содержатся редкие белые тигры, но это уже в другой раз, когда можно будет посвятить этому прекрасному городу чуть больше времени.

На обратном пути, прибыв утром на автобусе (за 70 крон) из Либереца, в течение целого дня нам удалось побывать в Праге, побродить по шикарной Вацлавской площади, по старому городу, подняться в Пражский град, посидеть в типичной чешской пивной. Еще с советских времен мы как-то привыкли к набившему оскомину штампу "Злата Прага", который постепенно девальвировался, не давая, в целом, никакого истинного представления об этом городе. Мне несколько раз по пути на марафоны WL приходилось проезжать мимо Праги на автобусе, видеть с пригородного шоссе панораму города, высокие шпили и купола. Ничего особенного для себя я тогда не отметил - город как город. Однако личное посещение центра Праги, осмотр его многочисленных исторических памятников, площадей, соборов, Карлова моста и многого другого буквально ошеломили меня своей чарующей красотой и монументальностью. Город чем-то напоминает, а нередко и превосходит виды и Парижа, и Вены, и Мюнхена и многих других известных культурно-исторических центров. Недаром, как пишут в туристических проспектах, Прага является одной из пяти наиболее красивых столиц в Европе. Запомнились также мостовые и тротуары Праги, выложенные мелкой прямоугольной брусчаткой мраморного цвета, подобные которым мне раньше нигде не приходилось видеть. В целом весь город, несмотря на зимнее время, выглядит необычайно свежо и празднично, все старинные дома и общественные здания тщательно отреставрированы и покрашены, нигде не видно следов ветхости, запустения и бесхозности.

В заключение следует отметить, что чешский марафон был проведен на высоком организационном и техническом уровне, чувствовалось, что все детали мероприятия заранее продуманы, персонал оргкомитета весьма компетентен, приветлив и доброжелателен, легко идет навстречу пожеланиям лыжников, например, поменять стартовый номер, руководствуясь, однако, прежде всего квалификацией гонщика, терпеливо отвечает на все неясные вопросы иностранных участников.

При оргкомитете был организован большой лыжный салон, где можно было приобрести лыжи, инвентарь и экипировку последних моделей самых популярных фирм. Цены, правда, были не ниже, чем у наших "коробейников", торгующих во время московских гонок. В то же время можно было сравнительно дешево купить высококачественную спортивную одежду, комбинезоны, термобелье и т.п. чешской фирмы "Кама", а самое главное, купить всего за 25 долларов утюг для смазки лыж фирмы "Свикс", произведенный, как и ботинки "Саломон-Пилот", в Чехии, за который в Москве просят 75 долларов.

Вместе с тем нельзя не отметить и некоторые досадные мелочи, которые, однако, не умаляют достоинств данного марафона. В частности, нам так и не удалось получить или приобрести знакомую по многим рекламным изданиям красивую эмблему "Жизерской падесатки", ее просто нигде не было. Во-вторых, оргкомитет заранее направил по почте всем участникам марафона бесплатные посадочные талоны на автобусы, которые отвозили их в день гонки в Бедрихов и обратно. Все беспрепятственно садились в автобусы, и только у российских лыжников не было талонов и их пропускали за плату, что вызвало у нас недоумение и чувство ущемленности. По возвращении домой мы обнаружили эти злосчастные талоны в своих почтовых ящиках. Хочется верить, что эта задержка произошла не по вине чешского оргкомитета, а из-за медлительности российских почтовиков (ведь у лыжников из других стран такой проблемы не возникло).

В целом, по моему мнению, поездка на чешский марафон вполне доступна для многих наших лыжников, так как проезд туда стоит относительно недорого, а все сопутствующие расходы тоже довольно скромные по сравнению с участием в других марафонах WL. Примерную общую сумму расходов заинтересованные читатели могут подсчитать сами, сложив приведенные выше цифры, а по моим прикидкам это около 300-330 долларов США, включая стартовый взнос, организационные и другие расходы. В обмен же вы непременно получите истинное удовольствие от участия в четко организованном прекрасном лыжном празднике, чем у себя на родине мы не особенно избалованы, добавите в свой актив еще один марафон серии WL на пути к мастерскому званию и заодно ознакомитесь с красивой европейской страной. Кроме того, чешский марафон открывает сезон лыжных соревнований в рамках WL, которые затем с недельной периодичностью проводятся в других странах Европы. Поэтому при желании после Чехии можно принять участие в марафонах в Австрии (что мы, собственно, и сделали), Италии и Германии, что обойдется значительно дешевле, чем выезжать на каждый из них в отдельности.

И, конечно же, я рекомендую всем поручить решение организационных вопросов, связанных с поездкой, специалистам РЛЛС, а самим спокойно тренироваться и готовиться к покорению марафонских дистанций.

Р. Курамшин, Worldloppet - мастер, г.Москва




Hosted by uCoz