ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ
Поводом к написанию этой статьи послужил разговор, состоявшийся в гостином номере во время проведения Кубка России в феврале этого года в г. Воронеже. Суть беседы состояла в том, что один из спортсменов сетовал на то, что он много и напряженно тренируется, но не может достичь желаемого результата. При этом собеседники обнаружили незнание элементарных основ спортивной тренировки. Вот для таких наших спортсменов-любителей, пришедших в лыжный спорт в зрелом возрасте, активно тренирующихся и желающих добиться результатов в соревнованиях, и рассчитана эта статья, автор которой Сергей Назаров – тренер с 15-летним стажем, подготовивший спортсменов разного возраста, в том числе неоднократную чемпионку Кубков Мира Мастеров Назарову Ольгу.
Скажу сразу, что задача оказалась не простой. Тренировочный процесс лыжника сложен, многообразен, постоянно находится в развитии и является предметом острых дискуссий профессиональных тренеров. Задача осложняется еще и тем, что предмет разговора, предполагает элементарные знания в области спортивной физиологии и теории из учебника по лыжному спорту. Поэтому для начала проведем небольшой “ликбез”.
Спортивная тренировка - это многолетний процесс, направленный на совершенствование функций и систем организма, на формирование определенных двигательных навыков и развитие физических качеств для достижения высокого спортивного результата. Наибольший эффект достигается при оптимальной нагрузке, то есть такой, которая соответствует функциональным возможностям спортсмена. При этом один из стержневых вопросов тренировочного процесса - чередование нагрузок и отдыха.
Тренеры широко используют понятие режимов нагрузки, разработанных Огольцовым И.Г., который определил границы развивающей, поддерживающей и восстанавливающей нагрузок.
Интенсивность, режим нагрузки |
Скорость в % от соревновательной на дистанции 5, 10, 15, 30, 50км |
Объем нагрузки в % |
1. Соревновательная, максимальный развивающий объем | 97-100 |
100 |
2. Развивающая “зона комфорта” по скорости | 97-90 |
80-85 |
3. Поддерживающая нагрузка по скорости и объему | 80-90 |
75-80 |
4. Восстанавливающая нагрузка по скорости и объему | 75-80 |
50-55 |
В этой таблице объем нагрузки (километраж) и скорость (интенсивность нагрузки) представлены в процентах от соревновательной. Это нужно для того, чтобы знать какое воздействие на организм спортсмена оказывает тренировка, проведенная с определенным километражом и определенной скоростью и какое время требуется для восстановления организма после этой нагрузки. Пример, если спортсмен проходит километраж на 50% меньше, чем в соревнованиях на 50 км и со скоростью на 25% меньше, чем в соревнованиях на этой же дистанции, то эта нагрузка будет восстановительной и будет способствовать восстановлению организма после, например, какой-то гонки или серии гонок. Если же спортсмен проделывает 90% объема и 80% интенсивности от соревновательной дистанции, то эта нагрузка будет развивающей, что оказывает на организм спортсмена очень глубокое воздействие. После такой нагрузки организму понадобиться 2-3 суток для восстановления.
Следует иметь ввиду, что предложенная классификация не является полной, она скорее носит понятийный характер. При определении границ нагрузок надо учитывать еще и квалификацию спортсмена. К примеру, интенсивность 80% всегда будет развивающей для начинающих лыжников, в то время как для мастеров спорта она может быть лишь восстанавливающей. Иными словами, два спортсмена разной квалификации, идущие по лыжне с одной скоростью, могут получить разную по воздействию на организм нагрузку. Один – развивающую, а другой – восстанавливающую.
Приведенная выше классификация нагрузок, логически приводит к необходимости и важности учета “развивающих” километров.
Как же на практике контролировать интенсивность передвижения и определять какое воздействие на организм оказывает та или иная нагрузка ?
Один из самых доступных методов контроля - по частоте сердечных сокращений (ЧСС). В практике тренировок лыжников выделяются 5 зон интенсивности передвижения на лыжах. Но сначала определимся с терминологией:
- ЧСС ср. д. – частота сердечных сокращений среднедистанционная. При замере пульса спортсмен должен отдавать себе отчет, что показатели ЧСС, скажем в начале и в конце подъема, могут существенно отличаться.
- Аэробные процессы – процессы, происходящие в организме при достатке кислорода.
- Анаэробные процессы – процессы, происходящие в организме при дефиците кислорода.
Итак, 5 зон интенсивности.
I зона интенсивности ЧСС ср. д. 120-140 уд. в мин.
Аэробная зона (до порога аэробного обмена). Передвижение с интенсивностью до 70% подходит для оздоровительного катания. При этом передвижение с такой интенсивностью может быть эффективным для сгонки лишнего веса. В спортивной деятельности такая интенсивность (почти пешком) не используется.
II зона интенсивности ЧСС ср. д. 140-160 уд. в мин.
А) Аэробно-анаэробный переход. Интенсивность в этой зоне (до 80%; ЧСС ср. д. до 150 уд/мин) характеризуется началом активации аэробных процессов. Такая интенсивность может поддерживаться 6 и более часов. Для развития функциональных возможностей не эффективна! Применяется при длительных тренировках со слабой интенсивностью (походах). Непродолжительные тренировки с такой интенсивностью носят восстанавливающий характер!
Б) В этой подзоне с интенсивностью до 90% и ЧСС ср. д. 150-160 уд/мин, выполняется наибольший объем тренировочных нагрузок. Передвижение с такой интенсивностью эффективно для развития аэробных возможностей и при продолжительности более 2часов носит развивающий характер! Так как анаэробные процессы активизируются лишь наполовину, то менее продолжительные тренировки будут поддерживающими.
III зона интенсивности
Интенсивность в этой зоне находится на уровне 90-100%, ЧСС ср. д. 160-180 уд/мин. В большей степени активизируются анаэробные процессы. В зависимости от интенсивности предельное время работы от 30 мин. до 3 часов. Это наиболее эффективные развивающие нагрузки. Сюда относятся и соревновательные нагрузки на 30 и 50км.
IV зона интенсивности ЧСС ср. д. 180-200 уд/мин.
Зона острого воздействия нагрузки реализуется в тренировках со скоростью выше соревновательной! Здесь предъявляются предельные требования к деятельности систем энергоснабжения, но так как время поддержания такой интенсивности невелико, она не может являться основой для развития функциональных возможностей. Но такие нагрузки незаменимы для развития скоростно-силовых качеств и должны выполняться в скоростных тренировках (повторным методом), ускорений на различных участках и т.д.
V зона интенсивности ЧСС ср. д. 200 уд/мин и выше
Характеризуется предельным напряжением организма в течении коротких промежутков времени. Она может реализовываться, например, в условиях финишного ускорения на ответственных соревнованиях и на других коротких участках. В тренировочном процессе лыжников-гонщиков такие нагрузки почти не используются.
Я думаю, что изложенная выше классификация поможет лыжникам-любителям эффективно выстраивать, как отдельные тренировки, так и ход тренировочного процесса в целом.
Приведу для примера схему годичного цикла тренировки лыжников, где в ходе каждого мезоцикла решаются различные задачи.
Задачи подготовительного периода (в скобках указывается один из возможных вариантов продолжительности мезоциклов)
1.Восстановление работоспособности после главных стартов сезона. Относительное снижение работоспособности. (1.04 - 19.05)
2.Стабилизация спортивной работоспособности. Упрочение восстановительных процессов. (20.05 - 30.06)
3.Базовые тренировки. Развитие общей работоспособности в циклических средствах общей и специальной направленности (1.07 -11.08)
4.Развивающий цикл общей и специальной работоспособности (12.08-22.09)
5.Стабилизация спортивной работо-способности (21.09- 3.11)
6.Базовый цикл. Развитие общей работоспособности (на лыжах) (4.11-15.12)
Задачи соревновательного периода
1. Развивающий цикл специальной работоспособности (16.12-28.01)
2. Стабилизация спортивной работоспособности (29.01 - 31.03)
Если снова вернуться к понятию зоны интенсивности ЧСС, то следует сказать, что в IV зоне можно проводить тренировки до ноября включительно не более 6-10% от месячной нагрузки. В III зоне примерно в течение всего года проводится треть тренировок, только зимой ее объем уменьшается за счет увеличения соревновательной нагрузки. В I зоне можно проводить примерно пятую часть тренировок в течение всего года.
Вот один из возможных вариантов распределения нагрузки по зонам интенсивности в годичном цикле
Месяц |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
I |
II |
III |
IV |
IV зона |
- |
6 |
6 |
7 |
7 |
4 |
10 |
17 |
17 |
22 |
28 |
26 |
III зона |
25 |
35 |
38 |
30 |
33 |
35 |
38 |
27 |
31 |
27 |
21 |
16 |
II зона |
38 |
42 |
37 |
43 |
37 |
37 |
38 |
47 |
37 |
32 |
33 |
33 |
I зона |
37 |
17 |
19 |
20 |
23 |
24 |
14 |
9 |
15 |
19 |
18 |
25 |
Кол. стартов |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
8 |
6 |
7 |
8 |
3 |
Наиболее распространенный тип микроцикла - недельный с одним днем отдыха. Приведенные ниже рекомендации помогут Вам построить свой недельный тренировочный цикл:
- Каждый микроцикл должен иметь ударные дни. В эти дни проводятся объемные или интенсивные тренировки. Соревнования всегда следует относить к ударным нагрузкам. В остальные дни микроцикла проводятся тренировки средней нагрузки. Разгрузочные тренировки почти обязательны перед ударными.
- При подготовке на снегу ограничиваются одной ударной тренировкой с повышенным объемом в конце микроцикла. Почти все другие тренировки в это время должны быть средней трудности.
- -Микроцикл соревновательного периода включает мнгочисленные соревнования и, как правило, заполнен тренировками поддерживающего и восстановительного характера.
Каким образом спортсмену осуществлять контроль за своим функциональным состоянием?
Поскольку аппараты для снятия кардиограммы и модные ныне пульсометры малодоступны рядовому любителю, предлагаю давно известный способ определения состояния сердечно-сосудистой системы – это определение индекса Руффье.
Сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на мышечную деятельность. Самым простым методом определения пульса является измерение его по ударам верхушки сердца в области 5-го межреберья. Пульс в течении 10 сек. измеряется сразу же, теряя самое большое 2-3 секунды после выполнения нагрузки.
В положении сидя после 3-х минутного покоя подсчитывается количество пульсовых ударов за 10 сек. (2-3 раза до получения одинаковых показателей) с последующим пересчетом на 1 минуту (Р1). Затем выполняют 30 глубоких приседаний в течение 30 сек. и непосредственно за этим измеряют пульс в положении стоя (Р2), а затем через 1 минуту в положении сидя (Р3). Три показателя частоты пульса преобразуются с помощью формулы исчисления в одно единое число в условных единицах
индекс Руффье (ИР)=Р1 + Р2 +Р3 - 200
- ИР меньше 0 (отлично) – сердце атлетическое;
- ИР от 0 до 50 (хорошо) – сильное сердце;
- ИР до 100 усл. ед. (удовлетворительно) – сердце среднее;
- ИР до 150 усл. ед. (слабо) – необходимы лечебно-профилактичес-кие мероприятия.
Кроме того, этот тест может показать и еще некоторые особенности сердца.
Показатель Р1 реже 60 уд/мин – свидетельствует об экономизации работы сердца.
Показатель Р2 больше суммы двух Р1 на 10 ударов и более – свидетельствует о недостаточной тренированности или недовосстановлении от предыдущей нагрузки.
Показатель Р3 выше Р1 на 10 ударов и более указывает на изменения в состоянии здоровья (инфекция, травма, усталость).
Показатель Р3 ниже Р1 говорит об отличной регуляторной деятельности вегетативной нервной системы.
Если Ваш ИР равен, например, 7, а через какое-то время он оказался больше, скажем, 13, то это означает, что организм находится под воздействием нагрузки или Вы утомлены. Если же ИР стал меньше, к примеру, 4, то это говорит о том, что Вы восстановились и Ваша спортивная форма улучшилась.
Итак, в этой статье я попытался изложить, некоторые положения, связанные с тренировкой лыжников, в частности, о зонах интенсивности и о контроле за функциональным состоянием спортсмена.
Очень хочется надеяться, что полученная Вами информация позволит грамотно выстроить свой тренировочный процесс, уберечь себя от перетренированности и достичь высоких спортивных результатов.
Кроме этого, советую почитать следующую литературу:
- Учебник “Лыжный спорт”, изд. “ФиС”, 1989г.
- “Тренировка лыжника-гонщика”, “ФиС”, 1986г., В.Н. Манжосов.
- “Функциональное состояние организма, как оценка здоровья организма”, Киров, 1990г., Р.А. Абатуров.
Вице-президент МООЛЛ
Сергей Назаров